01_ Демонстрационный компьютерный эксперимент.
Начнем с программ для демонстрационного компьютерного эксперимента. Они позволяют демонстрировать различные физические явления, выяснять устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Такие программы являются первым шагом для ученика, изучающего данное физическое явление. В демонстрационном компьютерном эксперименте ученику представляется впервые реальная возможность зрительно познакомиться с изучаемым физическим явлением.
Здесь еще нет элементов исследования, изменения параметров физических величин, моделирования различных ситуаций – это все будет потом в других видах физического компьютерного эксперимента. А сейчас надо увлечь ученика, или, говоря высоким стилем, усилить его мотивацию.
В связи с этим к демонстрационным программам предъявляются серьезные требования : они должны быть педагогически целесообразными, выразительными, интересными и доступными как для слабых, так и для сильных учащихся.
Когда я начинал заниматься компьютерным физическим экспериментом, а это было лет двадцать назад, никаких учебных, тем более моделирующих, программ еще не было. Поэтому пришлось создавать такие программы самому вместе с учениками. Сейчас даже трудно представить, как было можно, допустим, на черно-белом компьютере «Микроша», имеющей 32 кБ памяти ОЗУ с псевдографикой ( графики не было, а были прямоугольнички 4х5 пикселей) создавать программы, моделирующие различные процессы, а потом записывать их на магнитофоне на обычные кассеты ( кстати, если кому-либо из читателей понадобятся такие программы, то пишите и я вышлю). Но это было, и отдельные ученики делали очень хорошие программы. С некоторых из них мы сделали ремейки на современной компьютерной технике и пользуемся ими до сих пор.
Надо сказать, что и сейчас учащиеся с удовольствием пишут самые разные несложные , в том числе и демонстрационные, программы на Бейсике, на Паскале или на Дельфи. Наиболее удачные программы, я использую на уроках или внеурочных занятиях.
В последнее время выпускается относительно много компьютерных физических энциклопедий, интерактивных курсов по физике и т.д., то появилась возможность использовать различные типы компьютерных физических экспериментов из этих источников, тем более, что многие из них выполнены на высоком графическом и методическом уровне.
В связи с тем, что нельзя объять необъятное, я расскажу лишь о некоторых программах по демонстрационному компьютерному эксперименту, охватывающие разные разделы школьного курса физики.